С целью формирования основ здорового образа жизни, воспитания физической культуры личности, созданию здоровьесберегающего пространства для детей дошкольного возраста в дошкольном в летний период начинается реализация районного исследовательско-образовательного проекта «Тропа здоровья».
Цель проекта – формирование основ здорового образа жизни, воспитание физической культуры личности ребенка дошкольного возраста.
1. Изучить состояние проблемы и определить теоретико-методологические и методические основы организации проведения мероприятий по двигательной активности с детьми дошкольного возраста.
2. Аккумулировать познавательную информацию для детей об основах здорового образа жизни.
3. Оборудовать тропу здоровья для детей, внедрить в практику учреждения образования.
4. Разработать конспекты занятий, цикл игр при организации специально организованной и нерегламентированной деятельности с воспитанниками.
5. Организовать взаимодействие участников проекта.
6. Представить результаты участия в проекте на районном педагогическом марафоне.
Программа реализации проекта в государственном учреждении образования «Ясли-сад №4 г.Любани»
№п.п
|
Этап и сроки реализации
|
Содержание работы
|
Ответственные
|
1
|
Подготовительный этап
(июнь 2021 г.)
|
Разработка условий реализации районного исследовательско-образовательного проекта «Тропа здоровья»
Консультирование педагогических работников по вопросам реализации проекта
|
|
Организация методической работы с педагогами по тематике проекта
Создание закладки «Тропа здоровья» в рубрике на сайте учреждения образования
|
|
Оборудование тропы здоровья в учреждении образования
|
|
Администрация
Заместитель заведующего по основной деятельности, руководитель физического воспитания
|
2
|
Внедренческий этап
(июнь – август 2021 г)
|
Разработка конспектов занятий, игр
Выставка творческих работ детей, фотоколлажи по итогам посещения тропы здоровья
Размещение на сайте: разработанных конспектов занятий и игр; фото посещения тропы здоровья
|
Руководитель физического воспитания, педагогические работники
|
3
|
Рефлексивный этап
(август 2021 г.)
|
Презентация материалов по итогам проекта на августовской конференции
|
Администрация, педагогические работники
|
Организация «Тропы здоровья»
Лето - замечательное время года, прекрасный оздоровительный период для наших детей. Мы, педагоги, должны создать условия для укрепления здоровья наших воспитанников, сформировать у них привычки к здоровому образу жизни. Поэтому, в нашем учреждении образования была создана «Тропа Здоровья», которая одновременно несет функции и развлечения, и массажа, позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме.
Поскольку в летний период наши детки больше времени проводят на свежем воздухе, то «Тропа здоровья» задействуется максимально в течении дня. Дети с большим удовольствием ходят по ней и с нежеланием покидают ее!
«Тропа здоровья» начинает функционировать во второй половине июня, когда дневная температура воздуха устанавливается от +18°C и нет ветра, температура земли - не ниже 20ºС-22ºС, и заканчивает свою работу во второй половине августа. Начиная с трёхлетнего возраста на протяжении всего летнего периода, ребята выполняют различные по продолжительности прогулки на тропе
"Тропа здоровья" делится на участки (короба), которые имеют разное покрытие: плоские камни, песок, трава, деревянные бревнышки, шишки, коврик с шипами, ёмкость с водой.
Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.
Комплекс закаливающих процедур:
- ходьба по разным рельефным поверхностям с дыхательной гимнастикой;
- хождение босиком по траве;
- принятие солнечных и воздушных ванн с одновременным выполнением общеразвивающих упражнений;
- принятие ножных ванн с выполнением упражнений «топтание» в воде;
- выполнение упражнений на осанку;
На спортивной площадке (является элементом тропы) используется различное оборудование: спортивное и игровое оборудование (дуги для подлезания, гимнастический комплекс и т.д.), которое способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, улучшению осанки детей, профилактике плоскостопия. Кроме того, на территории учреждения установлены разные герои (медведь, корова, сорока, заяц и т.д.). Всё это позволяет проводить занятия с детьми в интересной и игровой форме.
Система профилактической работы по оздоровлению воспитанников в нашем учреждении
С давних времен люди ходили босиком по земле, траве. Это укрепляло здоровье. Сейчас у большинства нет возможности бегать по росе, скошенной траве или газону. Обувь, которую мы носим постоянно на протяжении жизни, создает для ног определенный микроклимат. Ноги настолько к нему привыкают, что при малейшем нарушении его (при переохлаждении или промокании ног) организм реагирует заболеванием. Нарушение функций подошвы снижает нашу устойчивость к простудным заболеваниям. Закаливание стоп при хождении босиком делает организм менее чувствительным к колебаниям температур.
Известно, что на стопах расположено множество активных точек, стимулируя которые можно положительно воздействовать на процессы, происходящие в организме. Стопы - проекция всех наших органов. Массаж стоп оказывает благотворное влияние не только на формирование ног и опорно-двигательного аппарата, ребенка, но и на центральную нервную систему, а через нее – на весь организм в целом. Оздоровительный массаж стоп улучшает кровообращение, обмен веществ, повышает иммунитет, снижает усталость и утомление от умственной или физической нагрузки, восстанавливает трудоспособность. Поэтому он является одним из самых эффективных способов укрепления здоровья.
В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической работы, комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам, приемы закаливания.
Начиная с трёхлетнего возраста на протяжении всего летнего периода, ребята выполняют различные по продолжительности прогулки на тропе.
Занятия на «Тропе здоровья» проходят: 2 раза в неделю, с подгруппой детей 8-10 человек, продолжительность:
в младшей группе – 15 минут,
в средней группе – 20 минут,
в старшей группе – 25 минут.
Занятие состоит из трёх частей: вводная, основная, заключительная.
В начале занятия нужно пробудить интерес, активизировать внимание, обеспечить постепенную подготовку организма к предстоящей физической нагрузке. С этой целью детям предлагаются знакомые им упражнения в ходьбе и беге, содействующие формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, развитию ориентировке в пространстве. При обучении правильной ходьбе постоянно напоминается детям о том, что спина должна быть прямая, живот подтянут, голова приподнята. Обращается внимание на движение рук и постановку ног. Даются задания на разные виды ходьбы: ходить как в одном определенном темпе, так и с изменениями темпа. Для поддержания правильной осанки используется ходьба на носках, на пятках с высоко поднятыми прямыми руками, с руками за головой, за спиной, с мешочком на голове и т. д. Регулярные упражнения у стены формируют привычку у воспитанников самостоятельно следить за своей осанкой: живот подтянут, голову держать прямо, плечи высоко не поднимать, локти не сводить.
Ходьба и бег по траве осуществляются в течение 3-6 минут, в зависимости от возраста, затем дети переходят на открытую, свободную часть участка, здесь они выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Задания подбираются для разных групп мышц (плечевой пояс, руки, туловище, ноги), причем упражнения выполняются только из исходного положения стоя.
Общеразвивающие упражнения проводятся как с предметами (старшие группы - мячи, гимнастические палки, гантели; платочки; младшие группы - погремушки, платочки, ленточки, малые мячи), так и без них. Подбор и количество упражнений зависят от возраста детей и степени их освоения.
В основной части занятия дети обучаются общеразвивающим упражнениям и основным движениям: они знакомятся с новым двигательным материалом, повторяют уже известный с использованием различных вариантов совершенствования двигательных навыков, находящихся в стадии закрепления.
В заключительной части занятия обеспечивается постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойному состоянию. Очень важно, чтобы дети сохраняли бодрое настроение; именно поэтому содержание заключительной части становятся разные виды ходьбы, дыхательная гимнастика, закаливающий массаж.
При проведении занятий с малышами на пособиях обязательно должна быть страховка со стороны воспитателя.
раскрыть » / « свернуть