Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Маршруты выходного дня

Маршруты  выходного дня 

Уважаемые родители!
В каждом городе есть что-то своё, интересное. Но всегда ли мы замечаем тихое очарование нашего города в ежедневной суете? Что мы знаем о его славной истории, памятных местах, новых микрорайонах? Конечно, мы можем с уверенностью сказать, что знаем о нем всё. Даже если это не так - всё равно ведь никто не знает его лучше, чем мы, потому что мы любим свой город. Любим за то, что он нам родной, за то, что это наша родина, за то, что его любят наши родители, за то, что мы сами родились здесь...
Предлагаем Вам, уважаемые родители, провести выходной день вместе и с пользой на улицах нашего города, посетить памятные места, вспомнить прошлое, заглянуть в будущее нашего города.
Итак,отправляемся в путь!

 Маршрут №1 

                     "Сердце нашего города" 
Рекомендуемый возраст ребенка: средний, старший.
Вид маршрута: пеший
Собираясь на прогулку, подготовьте удобную обувь, не забудьте о головных уборах, запасе питьевой воды. Выходя из дома, побеседуйте с ребенком о правилах дорожного движения: где должен двигаться пешеход, как правильно нужно переходить улицу, напомните о том, что во время движения нужно быть внимательным и сосредоточенным. Закрепите в речи слова: проезжая часть, тротуар, велосипедная дорожка, пешеходный переход, дорожный знак.
Содержание маршрута:
1. Центральная площадь г. Любани (ул. Первомайская).
Уточните, знает ли ваш ребенок, что такое площадь, на какой улице в городе находится площадь, какие мероприятия проходят на площади.
(Справочно: площадь – открытое, архитектурно организованное обрамленное зданиями и зелеными насаждениями пространство, входящее в систему городских и сельских пространств, ровное место, городской или сельский объект инфраструктуры.)
Рассмотрите с ребенком площадь, назовите объекты, расположенные на площади и вокруг нее. Обратите внимание ребенка на то, что в г. Любани есть только одна площадь. На ней проходят торжественные мероприятия, митинги, шествия, городские праздники, ярмарки.

2. Аллея Славы Любанщины, сквер освобождения.
Пройдите вдоль аллеи, обратите внимание на портреты. Спросите у ребенка, что, по его мнению, объединяет всех этих людей. Рассмотрите награды, уточните у ребенка, за что они вручаются. Расскажите, почему аллея называется Аллеей Славы (см. «Материалы в помощь родителям», п.2-3).
Обратите внимание ребенка на то, что это место (сквер) является одним из любимых мест отдыха горожан. Красив он в любое время года, рассмотрите скульптуры малых форм, размещенные в сквере, попробуйте назвать деревья, цветы, которые растут на клумбах. Можно прочитать шутливые стихотворения о цветах, понравившиеся разучить вместе с детьми.
3. Здание райисполкома, памятник В.И. Ленину.
Покажите ребенку здание райисполкома, расскажите о том, что в этом здании работают представители городской и районной власти. Они несут ответственность за развитие нашего района и города. Благодаря работе этих людей наш город становится краше, в нем появляются новые улицы, красивые микрорайоны, парки, детские сады, школы, магазины. Обратите внимание ребенка на то, что райисполком является главным административным зданием города, над ним всегда гордо реет Государственный флаг Республики Беларусь, на фасаде здания размещен Государственный герб Республики Беларусь.
Спросите у ребенка, что он знает о государственных символах Республики Беларусь. Можно рассказать ему сказку-загадку «Три сына» (см. «Материалы в помощь родителям», п.1.).
Перед зданием райисполкома находится памятник В.И. Ленину. Отметьте, что он был руководителем государства, поэтому ему был установлен памятник (1962г.).

4. Памятник “Тебе, спасатель”.
Поинтересуйтесь у ребенка, что он знает о работе спасателей, повторите номера, по которым можно вызвать экстренные службы.
 

5. Место отдыха (сквер), статуэтки «Символы года», фонтан.
Обратите внимание ребенка, что сквер – излюбленное место отдыха горожан, особенно в жаркую погоду. Здесь много скамеек, на которых можно отдохнуть, фонтан, деревянные статуэтки животных-символов восточного гороскопа. Расскажите ребенку о символах года, попробуйте назвать их по порядку, сфотографируйтесь на память. Загадайте загадки о фонтане, разучите стихотворение о нем. Поиграйте в подвижные игры на свежем воздухе. Предлагаем выбрать игры средней подвижности, чтобы не мешать отдыхать другим посетителям сквера (см. «Материалы в помощь родителям», п.4-8).
Что предложить ребенку сделать.
После прогулки предложите ребенку сделать коллаж (нарисовать, наклеить) об объектах, которые запомнились больше всего. Подготовьте вместе с ребенком небольшой рассказ, который Ваш ребенок сможет рассказать друзьям в детском саду.

Ссылка для скачивания материалов для прогулки 
https://yadi.sk/i/2eRS1J4nc8Wg8w

Маршрут №2

              «Узнаем, как все начиналось»
Уважаемые родители! Мы продолжаем путешествие по нашему городу. Сегодня мы предлагаем Вам окунуться в прошлое нашего города. Почему в прошлое? Потому что без прошлого нет настоящего и будущего. А наш город имеет славную историю. Первое упоминание о нем датируется 1566 годом, но селиться на приоресских возвышенностях вдоль многочисленных притоков Орессы люди начали еще в каменном веке. Давайте вместе узнаем, как все начиналось…
Рекомендуемый возраст ребенка: средний, старший.
Вид маршрута: пеший
Собираясь на экскурсию, подготовьте удобную обувь, не забудьте о головных уборах, запасе питьевой воды. Выходя из дома, побеседуйте с ребенком о правилах дорожного движения: где должен двигаться пешеход, как правильно нужно переходить улицу, напомните о том, что во время движения нужно быть внимательным и сосредоточенным. Закрепите в речи слова: проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, дорожный знак.
Содержание маршрута:
1. Предварительная работа
Познакомьте его с легендой о происхождении города и его названия, стихотворением о городе 

                                                   Легенда аб Любані

Легенда сцвярджае, што Любань бярэ сваю назву ад імя палескай прыгажуні Любы, якая жыла ў невялічкай вёсачцы, што прытулілася сярод балот. І была Люба не толькі выдатная красуня, але і мела незвычайны дар – разумела мову птушак, звяроў і дрэў. Але горкі лёс выпаў на яе долю. Закахаўся ў Любу стары пан-самадур. Гордая паляшучка адмовіла пану, і ён загадаў утапіць прыгажуню ў багне. Кінулася Люба наўцёкі. Вось-вось панскія слугі дагоняць! Узмахнула Люба рукамі, узмалілася: “Божа, выратуй мяне, ператвары ў птушку!”і дзіва – стала дзяўчына кнігаўкай, узляцела ўгару, закігікала, праклінаючы пана і яго дворню. А вось пан з той пары не мог заснуць ні на хвіліну. Крык дзяўчыны-птушкі звінеў ў яго галаве і днём, і ноччу. Што толькі не рабіў пан – нічога не дапамагала. Аднойчы старэнькі сівы дзядок-жабрак, што блукаў па свеце, трапіў у палац і даў пану параду: “Пабудуй на месцы Любінай весачі прыгожае селішча і назаві яго Любань. А на прогорку ўзвядзі царкву і закажы імшу па дзяўчыне. Няхай святар служыць тую імшу тры дні і тры ночы. Толькі тады пазбавішся ад пакут…” пан так і зрабіў.

Так гэта было, ці не, але вось ужо чатыры з паловай стагоддзі стаіць на беразе ракі Арэсы маляўнічы куточак – Любань.

Стихотворение о городе.
Есть на карте маленький кружок,
Это наш любимый городок.
Этот город в сердце сбережем,
Этот город Любанью зовем.
Зори над Оресою встают,
Тут наш дом, и нас всегда здесь ждут.
Наши здесь родители живут,
Соловьи над речкою поют.

Уточните, знает ли ваш ребенок, что такое музей, для чего он нужен, правила поведения в музее.Для этого загадайте ему загадку о музее

В нем предметы старины
До сих пор сохранены,
Любознательный нарОД
Поглазеть на них идет.

прочитайте и обсудите стихотворения о музее

Чтобы вещи, не старея,
Не один лежали год,
Выставляют их в музеях,
И глядит на них народ.
В тишине музейных залов
(Помнить все о том должны)
Выставляется немало
Ценных фактов старины.

***
Есть музей технический,
Есть биологический,
Есть музей игрушек
И лесных зверюшек.
И музей одежды,
Что носили прежде,
Есть ещё и боевой,
Весь пропитанный войной.
Все они для нас важны,
Все они для нас нужны!

***
Скажу я вам, в музее
Всегда бывать я рад!
Открывши рот, глазею
На каждый экспонат.
Здесь дух неуловимый —
Дыханье старины,
Истории невинной
Стоим напротив мы.
И люди в восхищении
Любуются, стоят
На красоту музея —
Коллекций дивных ряд.

***
Нам в музее интересно,
Что увидим — неизвестно,
Станем всё мы изучать,
Будет всё запоминать.
Вдоль по залам, всё вперед
Поведёт экскурсовод,
Экспонаты нам покажет,
И детально всё расскажет.

***
Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет
Любую вещь, любой предмет
Здесь сохранит народ.
(С. Михалков)

ссылка для скачивания материалов: https://yadi.sk/i/BcxpByuMF9OHuA

посмотрите презентацию «Правила поведения для воспитанных детей»
ссылка для скачивания материалов: https://yadi.sk/i/dy5j_V9LsFt_4w

2. Собираясь на экскурсию, сообщите ребёнку о месте и цели экскурсии:
Археология – таинственный мир древних артефактов, которые были обнаружены при раскопках на территории нашего района. Познакомиться с этими редкими находками приезжали ученые из Санкт-Петербурга и Таллина. А ты хочешь узнать, как жили и чем занимались наши далекие предки? Хочешь узнать тайну пляшущего человечка? Тогда отправляемся в Любанский музей народной славы. 

Информация для родителей:
Любанский музей народной славы был создан на основании приказа по управлению культуры Минского облисполкома № 134 от 22.10.1968 года. Свои двери для посетителей музей открыл 3 июля 1971 года.
Первая экспозиция посвящалась жизни города Любань с 1917 по 1971 годы. Она отражала революционную борьбу и победу рабочего класса в Революции, мирное строительство новой жизни, грозные военные годы Великой Отечественной войны, послевоенное восстановление страны.
Экспозиция музея быстро росла. В 1994 году для нее было построено новое здание. В старом сейчас располагается музей традиционных ремесел и промыслов. Всего коллекции музея насчитывают более 25 тысяч единиц хранения. В музее хранятся археологические находки, обнаруженные учеными на территории Любанского района. В том числе, в музее хранятся уникальные нумизматические коллекции.
Ссылка для скачивания материалов: https://yadi.sk/i/9bBIcw-CHWUpQQ
Информация для родителей:
Адрес: ул. Калинина, д. 2
Телефоны: 68124, 68125
Время работы: 9.00 – 13.00, 14.00 – 18.00. выходные дни – воскресенье, понедельник.

3. Какие вопросы задать ребёнку после экскурсии:
- Спросите у ребёнка, запомнил ли он, что такое музей?
- Вспомните еще раз о правилах поведения в музее.
- Поинтересуйтесь у ребенка, что ему запомнилось, понравилось больше всего?
- Уточните у ребёнка, запомнил ли он, почему наш город так называется?
4. Что предложить ребёнку сделать:
После прогулки предложите своему ребёнку вылепить из пластилина или нарисовать предметы (артефакты), которые его впечатлили больше всего. Проговорите с ребенком информацию, чтобы он смог закрепить и осмыслить полученную информацию, поделиться впечатлениями. Можно составить рассказ, используя рисунки или поделки, выполненные ребенком, чтобы он смог провести «экскурсию» по музею самостоятельно.
Материалы для скачивания:
https://yadi.sk/i/UF6J5lwmwfJcMA

Маршрут №3

                  «Детская школа искусств»
Уважаемые родители! Мы продолжаем наше путешествие по главной улице города – Первомайской. Хотелось бы напомнить слова великого педагога В.А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», поэтому сегодня мы предлагаем Вам осуществить экскурсию в «Любанскую детскую школу искусств».

Рекомендуемый возраст ребенка: средний, старший.
Вид маршрута: пеший
Собираясь на экскурсию, подготовьте удобную обувь, не забудьте о головных уборах, запасе питьевой воды. Выходя из дома, побеседуйте с ребенком о правилах дорожного движения: где должен двигаться пешеход, как правильно нужно переходить улицу, напомните о том, что во время движения нужно быть внимательным и сосредоточенным. Закрепите в речи слова: проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, дорожный знак.

Маршрут  №4 
                      «Они сражались за Родину».
    Уважаемые родители! Мы продолжаем наше путешествие по главной улице города – Первомайской.
Зямля ад выбухаў
дрыжала і гарэла,
Як быцца дыхала,
Як быццам ёй балела…
        Сегодня мы предлагаем Вам посетить мемориальный комплекс, сооруженный в нашем городе в честь воинов и партизан, погибших в боях за Родину, за наш город, за победу над фашистами. Расположен он в центре города, напротив здания АСБ «Беларусбанк».
Рекомендуемый возраст ребенка: средний, старший.
Вид маршрута: пеший, велосипедный.
Собираясь на экскурсию, подготовьте удобную обувь, не забудьте о головных уборах, запасе питьевой воды. Выходя из дома, побеседуйте с ребенком о правилах дорожного движения: где должен двигаться пешеход, как правильно нужно переходить улицу, напомните о том, что во время движения нужно быть внимательным и сосредоточенным. Закрепите в речи слова: проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, дорожный знак.
Рекомендуем взять с собой небольшой букет цветов, чтобы ребенок мог возложить его к подножию памятника или на мемориальную плиту, почтив память героев.

Содержание маршрута:
1. Что рассмотреть с ребенком
Находясь у памятника, рассмотрите его композицию, фигуру солдата-великана, которая высечена из серого камня во весь рост. В левой руке он держит каску, прижатую к груди, в правой - автомат. Обнаженная голова опущена. Обратите внимание ребенка на взгляд солдата-великана. Сколько боли и грусти в его глазах изобразил скульптор.
Обратите внимание ребенка на 11 надгробий с плитами, на которых выбиты фамилии захороненных, расскажите об одном из них (Римма Шершнева) (Приложения 1, 2).

Краткая информация о месте прогулки

Приложение 1
Мемориальный комплекс «Погибшим советским активистам, воинам, партизанам и подпольщикам».
Открыт в 1967 г. в городском сквере, скульпторы В. Ананько, В. Гросс, архитекторы Л. Левин, В Занкович. Мемориальный комплекс выполнен из бетона и мраморной крошки. Имеет линейное построение. Мемориал состоит из скульптуры коленопреклоненного воина высотой 4,5 метра, опирающегося на автомат, бетонного треугольного блока с надписью-посвящением и 11 надгробий с плитами, на которых выбиты фамилии захороненных: Горбачев Е.Д., Шашура А.С., Волошин Н.Е., Шершнева Р.И., Акбулатов Я.Я., неизвестный солдат, Кононова Ф.Г., Брагин А.Ф., Куркевич Б.С., Луковский В.С., Барановский А.Т., Гринюк П.В., Александров С.И. Мозгунов Б.
Воин-великан держит в левой руке каску, прижатую к груди, в правой - автомат. Обнаженная голова опущена. Будто солдат смотрит на запыленную бетонную плиту, лежащую у ног, и читает имена героев, погибших во время войны и захороненных в центре города, за свободу которого они отдали жизни.

Приложение 2
Информация о Римме Ивановне Шершнёвой
Была связной ЦК ЛКСМБ в отряде имени Гастелло, проводила большую пропагандистскую работу среди населения Любанского района. При её участии был сформирован партизанский отряд из числа жителей деревни Тройчаны. Римме было только 17 лет, командование неохотно брало её на боевые операции. В д. Ломовичи партизаны ворвались в гарнизон, был ранен командир роты отряда Розова. Римма Шершнева выносила его с поля боя и была тяжело ранена, через несколько дней она умерла.


2. Что рассказать (прочитать) ребенку
Зачитайте строки, которые написаны на бетонной плите:
За родны край, за шчасце чалавецтва
Вы смерцю храбрых палі ў грозны час.
Вас будзе помніць Любаншчына вечна,
Радзіма-маці не забудзе Вас!”
Объясните ребенку смысл этих слов: благодаря погибшим героям мы живем под мирным небом.
Расскажите ребенку, что к памятнику часто приходят люди, кладут цветы в их честь. Возложите цветы и вы вместе с ребенком .
Расскажите ребенку, что на праздник Победы 9 мая к памятнику возлагают венки в честь благодарности и памяти великих героев ВОВ.
Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения о войне (на Ваш выбор) (Приложение 3).

Приложение 3.
3. Стихотворения о ВОВ:
В кинотеатре
Я фильм смотрела о войне,
И было очень страшно мне.
Рвались снаряды, бой гремел,
И люди погибали.
А рядом дедушка сидел,
И на груди медали.
За то, что вместе со страной
Сломил он силу злую…
Медали глажу я рукой
И дедушку целую. (В. Туров)
Я в солдатики играю
Я в солдатики играю.
У меня есть пистолет.
Есть и сабля, есть и танки.
Я большой и мне 5 лет!
Я в солдатики играю.
Это детская игра.
Но я это знаю твердо –
Создан Мир наш для Добра!
Чтоб войну не знали дети!
Чтоб был мирным небосвод.
И остался чтоб игрушкой
Навсегда пехотный взвод.
(Шапиро Т.)
У обелиска
Застыли ели в карауле,
Синь неба мирного ясна.
Идут года. В тревожном гуле
Осталась далеко война.
Но здесь, у граней обелиска,
В молчанье голову склонив,
Мы слышим грохот танков близко
И рвущий душу бомб разрыв.
Мы видим их — солдат России,
Что в тот далёкий грозный час
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое для нас…
Верим в Победу
Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту чёрную войну!
Только хочет он или не хочет,
А своё получит от войны:
Скоро даже дни, не только ночи,
Станут, станут для него черны!
(В. Шефнер)
Шинель
Почему ты шинель бережешь? —
Я у папы спросила. —
Почему не порвешь, не сожжешь? —
Я у папы спросила.
Ведь она и грязна, и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!
Потому я ее берегу, —
Отвечает мне папа, —
Потому не порву, не сожгу, —
Отвечает мне папа. —
Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!
(Е. Благинина)
*****
Дети из ладошек солнышко сложили,
Чтобы непременно люди все дружили,
Чтобы это солнце для людей сияло,
В каждое оконце в гости забегало.
Чтобы было много у детей игрушек,
Чтобы не стреляли взрослые из пушек,
Чтобы прекратились войны все на свете,
Чтобы улыбались, а не гибли дети.
Так, чего ж нам стоит переплавить пушки,
Прекратить все войны и купить игрушки?
Солнце из ладошек лучше всех на свете!
Посмотрите люди, это ж — наши дети!
Разговор с внуком
Позвал я внука со двора
К открытому окну:
Во что идет у вас игра?
В подводную войну!
В войну? К чему тебе война?
Послушай, командир:
Война народам не нужна.
Играйте лучше в мир.
Ушел он, выслушав ответ.
Потом пришел опять
И тихо спрашивает: Дед,
А как же в мир играть?
Ловя известья, что с утра
Передавал эфир,
Я думал: перестать пора
Играть с войной, чтоб детвора
Играть училась в мир!
(С. Маршак)
Нужен мир
Мир и дружба всем нужны!
Мир важней всего на свете!
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит,
Нужен мир для всех ребят!
Нужен мир на всей планете!
Пусть пулеметы не строчат
И пушки грязные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не пролетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда!
(Найденова Н.)
Мир детям
В маленькой ручке — цветы у мальчишки.
Он этот букетик на мрамор положит.
Не может войну помнить этот малышка,
Однако забыть ее тоже не может.
Как позабыть, если мир подарили
Те, для кого он принес свой букет.
Цветы возложил мальчик к братской могиле,
Людям планету спасшим от бед.
За то, чтоб резвились, за то, чтоб играли,
Спокойные сны чтобы видеть могли,
За то, чтобы дети войны не видали,
Бороться обязаны люди Земли!
(Маршалова Т.)
Мужчина
Отца на фронт призвали.
И по такой причине
Я должен жить отныне,
Как следует мужчине.
Мать вечно на работе.
Квартира опустела.
Но в доме для мужчины
Всегда найдётся дело.
Полны водою вёдра.
Подметена квартира.
Посуду мыть несложно —
На ней ни капли жира.
С трёх карточек талоны
Стригут мне в гастрономе.
Кормилец и добытчик.
Мужчина. Старший в доме.
Я искренне уверен,
Что стал отцу заменой.
Но в жизни той далёкой,
Блаженной, довоенной,
Отец не занимался
Подобными делами.
Мать заменила папу.
Я помогаю маме.
(В. Берестов)
3. Какие вопросы задать ребенку
Спросите у ребенка, кому установлен мемориальный комплекс, кого можно назвать защитниками своей страны? За что люди приносят цветы к памятнику? Поинтересуйтесь у ребенка, как мы храним память о них? Рядом с какими объектами находится мемориальный комплекс?
4. В какие игры поиграть с ребенком.
Можно поиграть с ребенком в словесные игры «Доскажи словечко», «Подбери слова», «Четвертый лишний», «Отгадай», «Стань так, как я скажу». (Приложение 4)

4. Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте.
Игра «Доскажи словечко»
Взрослый произносит фразу, делая паузу перед последним словом или сочетанием слов. Ребенок должен догадаться и закончить предложение.
Например: В центре нашего города находится ….. (мемориальный комплекс в память погибшим воинам и партизанам). Мемориальный комплекс состоит из ….. .В День победы здесь горит…. (вечный огонь)…. и гремят…..(салюты). Благодаря подвигу погибших героев мы живем …… (под мирным небом)
Игра «Подбери слова»
Взрослый определяет какой либо объект (характеристику, Ребенок подбирает соответствующие вопросу слова-определения
Например: Советский солдат (какой?) ….? (смелый, бесстрашный, мужественный, отважный, сильный и т.п.)
Фашисты какие? (злые, жестокие, беспощадные…..)
Война какая? (страшная, голодная, громкая) и т.д.
Если ребенку трудно подбирать слова самому, можно задавать наводящие вопросы, подсказывать начало слова, называть слова по очереди.
«Стань так, как я скажу»
Для закрепления умения ориентироваться на местности, развития внимания и для обеспечения двигательной активности ребенка можно поиграть в игру «Стань так, как я скажу». Взрослый дает ребенку команду: «Стань так, чтобы памятник был за тобой» (чтобы памятник находился справа от тебя (слева), стань между мной и памятником и т.п.)
«Четвертый лишний»
Взрослый называет четыре слова, три из которых объединены общей темой, смыслом. Ребёнок должен на слух определить, какое слово лишнее и объяснить почему. Тематика военно-героическая. Например:
• Танк, истребитель, вертолёт, самолёт.
• Артиллерист, снайпер повар, десантник.
• Барабан, пулемёт, автомат, миномёт.
• Тельняшка, шинель, джинсы, китель.
• Снайпер, сапёр, танкист, артист.
• Пистолет, снайпер, винтовка, ружьё.

5. Что предложить ребенку сделать
Уходя домой, сделайте несколько фотоснимков у памятника.
После прогулки предложите своему ребенку нарисовать рисунок, сделать аппликацию элементов памятника, вылепить их из пластилина. Организуйте общение ребенка с другими взрослыми (родственники, соседи), детьми для того, чтобы ребенок смог поделиться впечатлениями, закрепить и осмыслить полученную информацию

Разделы сайта