через которую мы узнаем жизнь
и окружающий нас мир.
Я.Колас
Родной язык является значительным средством усвоения детьми культуры своего народа, формирования чувства национального достоинства.
Н.С. Старжинская отмечает, что "обучение родному языку в Беларуси осуществляется в специфической социолингвистических ситуации, которую можно характерезоваць,как русско - белорусское родственное двуязычие", где белорусский язык только начинает занимать место, которое ей принадлежит по праву.
На занятиях по развитию речи решаются следующие задачи:
- Воспитание звуковой культуры речи
- Обогащение, уточнение и активизация словаря
- Формирование грамматического строя речи
- Развитие связной речи.
Работа над звуковой культурой речи имеет несколько направлений: развитие артикуляционного аппарата, формирование правильного произношения слов в соответствии с языковыми нормами, развитие языкового выдохе, отработка интонационной выразительности речи, развитие слухового внимания, формирование фонематического и языкового слуха. Воспитанников второй младшей группы необходимо учить правильно произносить все гласные звуки и большинство согласных. Отработка произношения простых звуков готовит языковой аппарат к овладению более сложными по артикуляции звуков. У детей формируется умение слышать отдельные звуки в словах. Много внимания уделяется развитию языкового дыхания, умению регулировать громкость произношения.
В средней группе дети овладевают правильным произношением шипящих, свистящих, сонорных звуков, а также звуков дж, ф. в старшей группе закрепляются предварительно приобретенные навыки правильного произношения всех звуков, продолжается работа по развитию языкового дыхания, интонационной выразительности речи, умением регулировать силу голоса, скорость речи. Одновременно в старшей группе развивается фонематический слух детей.
Формирование звукопроизношения дошкольников включает три этапа: подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения звука, закрепление произношения звука в словах и фразах.
Словарь дошкольников формируется в тесной связи с работой по обогащению их знаний и представлений о предметах и явлениях действительности. Своевременно освоенный словарь, опирающийся на конкретные представления, значительно повышает уровень языкового развития ребенка, совершенствует культуру общения.
Словарная работа направляется на расширение активного словаря детей и достижения правильного понимания слов на основе углубления знаний и представлений об окружающем мире. Обращается большое внимание на выделение существенных качеств и свойств предметов и явлений, правильное обозначение их соответствующими словами. Проводится работа по формированию обобщающих понятий, их уточнению.
Обогащению и уточнению словаря дошкольников способствуют различные приемы: показ предмета и его название, использование воспитателем нового слова в сочетании со знакомыми словами, активные действия воспитанников по обследованию предметов (восприятие на слух, вкус, на ощупь) и называние их качеств и свойств; сравнение подобных предметов (чашка и стакан, шуба и пальто); поручения (покажи, принеси, найди), требующие ответных действий ребенка и др. приемы. Активизации словаря способствуют вопросы воспитателя о предметах и явлениях, их качествах, действиях; договаривание слов при слушании знакомых стихов и сказок; поручения, требующие от ребенком словесного ответа, дидактические упражнения и др.
С целью формирования умения пользоваться обобщающими словами в игровых ситуациях, в повседневной жизни детям предлагаются задания на подбор предметов одной родовой категории, называние их.
При ознакомлении с антонимом детей учат сравнивать предметы, их признаки, качества. Умением подбирать синонимы дошкольники овладевают в ходе упражнений, которые требуют изменить слова в словосочетаниях или предложениях, подбирая наиболее точное, красивое. Особая ценность активного использования синонимов и антонимов кроется в том, что в языке детей происходит активизация прилагательных и глаголов.
Формирование грамматических навыков дошкольников направлено на усвоение правил употребления грамматических категорий. Воспитатель практикует детей в правильном применительно слов в роде, числе, падеже, понимании и применении предлогов в, над, на, под, за, к, от, с. Применение предлогов является показателем усвоения пространственных отношений. Дошкольников учат применять названия знакомых предметов в правильной форме: множественном числе, дательном падеже, предложном падеже и др. Ставится задача - научить детей образовывать и активно использовать принадлежащие и сравнительные прилагательные, обращать внимание на правильное употребление форм повелительного наклонения глаголов, различных форм глаголов есть, дать, хотеть.
В средней группе немало места занимает работа по созданию названий детенышей животных, назвал предметов посуды, порядковых числительных. Обращается внимание на различные способы образования некоторых групп слов.
В старшей группе продолжается работа по обучению дошкольников словоизменению и словообразованию. Дети учатся использовать различные суффиксы для образования названий животных, профессий, применять формы слов со значением единичности (картофелина, луковица), составлять слова на основании двух простых (длинные уши - длинноухие).
Наиболее эффективным методом формирования грамматических умений являются дидактическая игра с игрушками, картинками, предметами. Это игры на употребление существительных в родительном падеже (чего не стало ?, чего больше?), существительных с предлогами (где Катя?), на употребление глаголов в прошедшем и будущем времени (вчера и завтра), на употребление прилагательных (чья вещь? )
У детей обогащается и уточняется синтаксический сторону речи. Основой полноценного развития синтаксиса речи является умение наблюдать, выделять в предметах и явлениях главное, существенное, выявлять разнообразные отношения между ними - причинно - следственные, временные.
Полезным является прием договаривания детьми слов из знакомых сказок, стихов
Методика обучения связной речи должна основываться на принципе речевого действия. Нужно помнить, что не всякое произношение звуков, слов, сказал, даже целых текстов или разыгрывание готовых диалогов является речью. Фразы, которые произносит ребенок на белорусском языке, будут результатом речевого действия только при следующих условиях: принадлежности внутреннего мотива деятельности (почему ему надо сказать), цели (для чего нужно это сказать, что получится в итоге), мнения (который содержание нужно передать словами). Ребенок должен самостоятельно отобрать слова, которые наиболее точно передают его мнению, изменить их в соответствии с правилами белорусского грамматики, построить предложение. Таким образом, учебный процесс нужно строить так, чтобы действия детей в каждый момент обучения были действительно речевыми.
В системе работы по развитию речи детей важную роль играет наглядность. Серия картин позволяет в наглядной форме продемонстрировать общую структуру, построение повествования, сформировать элементарные знания, представления о сюжете, его развитии, о композиции рассказа. Серия картин выступает в качестве своеобразной схемы, модели структуры повествовательного текста, что способствует развитию у детей большей осознанности при построении своего рассказа.
Суть основного приема, который способствует правильному построению повествования, в следующем: каждый ребенок раскладывает набор картин, рассказывает, дает заголовок текста. Это помогает детям чувствовать логику рассказа, понимать структуру связного языка, развивает воображение и творческую деятельность.
В средней группе идет работа над развитием диалогической речи, дети учатся рассказывать об игрушке (предмете), пересказывают короткие литературные произведения.
В старшей группе учат детей составлять рассказы из личного опыта, придумывать рассказ или сказку по образцу, который дает воспитатель, практикуется составление рассказов по набору сказок. При рассматривании изображения дети рассказывают не только о том, что видят, но и придумывают события, предшествующие отраженным или произошли после них.
Формирование навыков повествовательной речи происходит в играх типа «Кто знает, пусть дальше продолжает". В их воспитатель предлагает детям логико- синтаксические схемы рассказов в виде начала предложения. Дети дают разные варианты течения каждого из них. С целью развития монологической речи широко используются дидактические игры с предметами "Магазин", "Опиши предмет", с рисунками "Почта", "Опиши изображение", словесные дидактические игры "Времена года", "Где мы были» и др.
Нельзя изучить родной язык принудительно, он должен войти в сердца и мысли детей незаметно, легко. А для этого воспитателю необходимо сочетать разнообразные формы работы, которые бы не заставляли ребенка заучивать, а подтолкнули к сознательному запомнить новое слово, яркий поэтический строку, поделиться радостью своего открытия с друзьями, родителями.