В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском.
Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования. Очень важно осуществлять планомерную, целенаправленную работу по формированию у воспитанников основ безопасного поведения.
Учреждение дошкольного образования создаёт безопасные и безвредные условия для развития, воспитания и обучения детей; формирует у них гигиенические навыки и способы здорового образа жизни, нормы безопасного поведения.
Работа по формированию безопасного поведения должна вестись с учётом основных правил:
- не ограничиваться только ознакомлением с нормами и правилами поведения. Необходимо развивать у детей наблюдательность, умение ориентироваться и быстро реагировать в экстремальных ситуациях;
- максимальный эффект достигается лишь тогда, когда работа осуществляется в трёх направлениях: учреждение дошкольного образования – ребёнок – законные представители.
- следует учитывать особенности детской психики, повышенную впечатлительность детей. Недопустимо акцентировать их внимание только на страшных последствиях пожаров, наводнений. Такой подход может травмировать психику ребёнка, привести к тревожности, страхам, стрессам, фобиям и даже стойким неврозам.
Большое значение имеет и психологическая готовность детей к восприятию соответствующей информации о безопасности и к практическим действиям в чрезвычайных ситуациях. Работая с детьми дошкольного возраста, важно использовать свойственные им «возрастные страхи», сопряжённые с высокой эмоциональностью, малым жизненным опытом и богатой фантазией. Углубляя знания детей об окружающем, мы формируем у них готовность к ситуациям, в которых они могут оказаться.
Задача педагогов и родителей познакомить детей с нормами безопасного поведения, сформулировать необходимые навыки с учётом возраста.
Образовательная работа с детьми по основам безопасности жизнедеятельности осуществляется в следующих направлениях:
1-я младшая группа:
- формировать навыки поведения, способствующие сохранению жизни и здоровья (общение с незнакомыми людьми, правила безопасности в быту, во время прогулки, общение с животными);
- формировать умение обращаться за помощью к окружающим в случае опасности.
2-ая младшая группа:
- формировать представление об огнеопасных и острых предметах, которые могут нанести вред здоровью;
- формировать представление о цветах светофора, пешеходном переходе;
- формировать умение соблюдать правила безопасного поведения дома, в группе;
- формировать умение соблюдать правила безопасного поведения на дороге;
- формировать умения безопасного общения с незнакомыми людьми;
- формировать умения безопасного общения с животными;
- формировать умение соблюдать правила пожарной безопасности.
Средняя группа:
- формировать представления о правилах безопасного общения с животными;
- формировать представления о правилах дорожного движения;
- формировать представления о правилах безопасного поведения в опасных ситуациях в быту;
- формировать умения применять правила безопасного поведения в местах, опасных для жизни и здоровья, в доме, на улице, в природе;
- формировать умения применять правила безопасного поведения в потенциально опасных ситуациях: потерялся, встреча с незнакомцем;
- формировать умения безопасного катания на велосипеде, самокате, на санках, лыжах.
Старшая группа:
- формировать представления о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях в быту: при пожаре, при поломке водопровода;
- формировать представления об опасных для жизни и здоровья местах на улице, в квартире;
- развивать умения соблюдать правила безопасного обращения с электроприборами;
- развивать умения самостоятельно применять правила безопасного обращения с животными;
- развивать умения соблюдать правила безопасного поведения в качестве пешехода и пассажира в стандартных опасных ситуациях на улице, в автомобиле, в лифте.
Содержание образовательной работы по вопросам охраны жизни и здоровья:
- планирование и проведение работы, направленной на формирование у детей представлений об источниках опасности природного и техногенного характера, практическое закрепление навыков правильного поведения в условиях ЧС;
- ознакомление воспитанников с причинами возникновения ЧС во время прогулок, экскурсий;
- организация игр, развлечений, вечеров вопросов и ответов, направленных на осознание детьми ценности своей жизни и здоровья, на формирование гуманного отношения к людям, попавшим в беду;
- моделирование и анализ в группе различных ситуаций, проведение бесед, дидактических и сюжетно-ролевых игр с целью заинтересовать детей художественным творчеством на тему безопасности жизни;
- максимальное использование учебно-методических материалов, наглядности;
- обеспечение детей в группах игровым материалом (тематическими играми и игрушками, атрибутами для творческих игр) для целенаправленной работы по формированию навыков поведения в случае угрозы или возникновения ЧС.
Образовательная деятельность должна быть интегрированной, соединять разные направления: ознакомление с окружающей средой, валеолого-экологическую культуру, физическое развитие, изобразительное искусство. Содержание и формы работы должны дать ребёнку возможность почувствовать ценность своей жизни, укреплять, беречь его здоровье, готовить к чётким действиям в опасных ситуациях.
В дошкольном возрасте получают развитие основные виды деятельности: общение, игровая, учебная, трудовая, художественная, познавательно-практическая. Любой из указанных видов деятельности должен быть использован для обучения детей безопасному поведению.
Чтобы обезопасить ребёнка от нежелательных ситуаций, недостаточно запретить ему дотрагиваться до потенциально опасных предметов или просто прятать их от него. Необходимо расширять представления воспитанников об этих предметах, о несущих угрозу явлениях и ситуациях, научить их правильно пользоваться бытовыми приборами. Первые 5-6 лет жизни ребёнка наиболее продуктивны для получения и усвоения жизненно важной информации. Быстрыми темпами идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, происходит овладение простейшими способами умственной деятельности, включающей получение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей. При организации обучения надо не только следовать принципу информативности, но и учитывать чувственные особенности детей данной возрастной группы. Особенность детей дошкольного возраста такова, что они не любят строгие назидания, нравоучения и предупреждения. Более эффективный способ воздействия на них – художественное слово. Оно активизирует детскую память, внимание, представления. С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, дети знакомятся через загадки, стихотворения, поговорки, сказки, рассказы. Можно использовать примеры из знакомых сказок и литературных произведений, например, злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина. Примеры безопасного поведения литературных героев дети вначале с помощью воспитателя, а затем самостоятельно переносят в свои игры, изобразительную деятельность, спортивные соревнования.
Наиболее эффективной формой ознакомления воспитанников с основами безопасности является игра. Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.
Эффективная форма работы по основам безопасности жизнедеятельности детей – игровой тренинг. Он даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с помощью группы найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения. Ход каждого занятия-тренинга определяется возможностями детей, уровнем их подготовленности. Круг вопросов, который предлагается для решения, может быть следующим:
Какие правила обязан соблюдать пешеход?
Как следует вести себя, если заблудился на улице, в магазине, на рынке, вокзале?
Как обратиться за помощью к милиционеру? Прохожим?
Как защитить себя от назойливого незнакомца?
Что делать, когда порезал палец? И др.
На тренингах следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: "На помощь, помогите, чужой человек". Цель педагога - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами. В ходе тренингов необходимо отрабатывать защитное поведение.
Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.
Целесообразно разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг следует включить разного рода "уговоры", привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например "Волк и семеро козлят".
Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, игровой тренинг способствует развитию у них поисковой активности.
Понятным и доступным для воспитанника видом деятельности является игра-драматизация. Театральное действие наиболее эффективный метод эмоционального и нравственного воспитания. Оно пробуждает в ребёнке чувство сопереживания, возмущения против несправедливости, желание помочь, защитить слабого. Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.
Эффективной формой подачи знаний является физкультурно-оздоровительная работа: организация дней здоровья, спортивных игр, развлечений. Ребёнок становится сам участником действия, что способствует формированию конкретных умений.
Эффективной является такая форма, как проведение «Недели безопасности». Её цели:
- улучшение качества образовательной работы с детьми по вопросам личной безопасности и защиты жизни;
- пропаганда здорового образа жизни;
- интегрирование общественного и семейного воспитания по проблемам безопасности жизнедеятельности ребёнка.
Предварительная работа. Воспитатели составляют тематический план работы своей группы, включающий: занятия, сюжетные, дидактические игры, конкурсы, эстафеты, соревнования, экскурсии, прогулки, чтение художественной литературы, моделирование поведения, анализ опасных ситуаций, театрализации, конкурсы рисунков на тему безопасности жизни и здоровья.
Примерный план мероприятий недели:
Праздники, викторины, соревнования, комбинированные эстафеты.
Театрализованный спектакль.
Смотр-конкурс на лучший рисунок на тему безопасности жизни и здоровья.
Встречи сотрудников дошкольного учреждения, родителей и детей с сотрудниками МЧС, врачами, ГАИ.
Собрания агитационно-пропагандистского характера среди родителей по вопросам возникновения чрезвычайных ситуаций, защиты детей от их последствий, профилактики заболеваний, укрепления здоровья.
Практикумы с педагогическим коллективом и обслуживающим персоналом на тему безопасности жизнедеятельности детей.
Выставки пособий, игрового и учебного оборудования, изготовленного педагогами дошкольного учреждения и родителями.
В конце «Недели безопасности ребёнка» проводятся итоговые беседы.
Планирование работы по безопасности жизнедеятельности
При планировании и организации работы по БЖ необходимо соблюдать следующие принципы:
· принцип полноты: содержание программы по БЖ должно быть реализовано по всем направлениям. Если какое-нибудь направление выпадает, то дети оказываются не защищёнными от представленных в нём определённых источников опасности;
· принцип системности: работа должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении материала в течение дня. Специально организованные занятия проводятся в первую половину дня. Что касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Можно выбрать определённый день недели, можно работать тематическими циклами. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может предугадать всех спонтанно возникающих ситуаций и сложностей. От педагога может потребоваться: дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы и т.д.;
· принцип сезонности: следует, по возможности, использовать местные условия. Если в зимний период при изучении определённых направлений работы можно ограничиться методическими пособиям, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк и т.д. с целью максимального приближения к естественным условиям и закрепления соответствующего материала;
· принцип возрастной адресованности;
· принцип интеграции: содержание работы по БЖ должно соединять разные направления: изобразительную, театрализованную деятельность, ознакомление с окружающим, экологическое, физическое воспитание, а также нерегламентированные виды деятельности и отдельные режимные моменты. Необходимо использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Иными словами, работа по БЖ не должна быть искусственной надстройкой, её необходимо естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс;
· принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях учреждения дошкольного образования и семьи. Основные направления работы по БЖ должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребёнком на конкретные предложенные воспитателем темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.
Использованная литература:
Учебная программа дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания) / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: НИО, 2019. – 479 с.
Загвоздкина, Т.В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников.- Минск «Полымя», 2001
Прус, Л.И., Галеня, С.Н., Кузьменкова, Д.П., Бокшиц, Т.И. Знакомим дошкольников с ОБЖ - Мозырь ООО ИД «Белый Ветер», 2007
Подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности О.Г.Купрацевич