Управление по образованию спорту и туризму
Любанского районного исполнительного комитета
Районное учебно-методическое объединение воспитателей старших групп учреждений дошкольного образования
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ:
СОВРЕМЕННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕНИЯ
Подготовила:
Маглыш Анжелика Юрьевна,
заместитель заведующего
по основной деятельности
ГУО «Детский сад № 4 г. Любани»,
высшей квалификационной категории
2023/2024 уч.г.
Детский сад и семья:
современные ресурсы общения
Семья и детский сад – два важных социальных института современного общества, роль каждого из них в развитии ребенка неоценима. Их воспитательные функции различны, однако направлены на один объект – ребенка, что определяет актуальность эффективного взаимодействия педагогических работников учреждения дошкольного образования и законных представителей в его интересах.
Взаимодействие с родителями должно строиться на основе дифференцированного подхода, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень их заинтересованности деятельностью учреждения дошкольного образования. Современные родители требуют и современных подходов к этому взаимодействию. Какие они, современные папы и мамы? Они, как правило активны, занимаются самообразованием, активно используют интернет, мессенджеры и социальные сети. А еще они очень заняты и ограничены во времени для получения значительного объема информации, особенно информации, касающейся вопросов развития и воспитания ребенка. Занятость родителей является основной проблемой общения педагогов учреждений дошкольного образования и родителей. У воспитателей дошкольного образования, работающих в сельской местности, существует еще одна проблема, препятствующая организации взаимодействия с родителями: организованный подвоз детей из населенных пунктов, где они проживают, к учреждениям образования, в которых они обучаются, исключает из практики работы воспитателя ежедневный контакт с родителями. Третьей проблемой в организации очных форм работы с семьями воспитанников в свое время стала неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, вызванная распространением инфекции COVID– 19.
Практика работы подтверждает вышеуказанные факты и свидетельствует о том, что сегодня традиционными формами работы (консультации, традиционные родительские собрания в формате лекций и т.п.) невозможно охватить родителей всех воспитанников, да и современным родителям они уже малоинтересны. В связи с этим при планировании и организации работы с семьями воспитанников педагогам необходимо перестраиваться с учетом существующей ситуации и изменившихся потребностей родительской общественности.
В условиях активного внедрения во все сферы жизнедеятельности человека современных информационно-коммуникационных технологий педагогическим работникам учреждений дошкольного образования следует обратить внимание на дистанционны онлайн-формы сотрудничества с семьей. Они значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями, повышения их психолого-педагогической компетентности.
Применение различных видов онлайн-общения в учреждениях дошкольного образования имеет ряд преимуществ:
- постоянная возможность виртуального взаимодействия с родителями и обмена информации с ними;
- обеспечение хранения большого объема информации в одной или разных точках сети;
- осуществление доступа к ней с любого места нахождения педагога и родителя;
- возможность получения обратной связи с семьей.
Что же такое онлайн-общение? Онлайн (англ. online – на линии, на связи, в сети, в эфире) – «управляемый компьютером или подключенный к нему», «деятельность, служба, которая доступна исключительно через интернет». Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Сложив эти два определения, можно сказать, что онлайн-общение – это общение, организованное посредством интернет-технологий.
Министерство образования Республики Беларусь неоднократно в инструктивно-методических письмах к началу учебного года обращало внимание педагогических работников учреждений дошкольного образования на активизацию взаимодействия с семьей посредством онлайн общения в сети, рекомендовало определенный алгоритм использования ресурсов онлайн-общения в практике работы с родителями:
- сбор электронных адресов и контактов;
- изучение образовательных запросов родителей, выделение актуальных вопросов и тем для общения с ними;
- определение вида ресурса онлайн-общения в сети для эффективного взаимодействия с родителями;
- разработка сценария онлайн-общения в сети с родителями;
- обратная связь (анкетирование, опрос, сбор отзывов);
- анализ результативности общения, формулировка выводов, обобщение.
Актуальным в настоящее время являются требования к защите персональных данных, которые обязательно необходимо учитывать педагогам при организации онлайн-взаимодействия с родителями. К понятию «персональные данные» можно отнести любые данные, если с их помощью можно идентифицировать физическое лицо (абз.9 ст.1 Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных»). Такими данными могут быть фамилия, имя, отчество, дата и место его рождения, пол, гражданство, адрес проживания, место регистрации, работы, цифровая фотография, идентификационный номер, номер мобильного телефона, e-mail. То же самое касается опросов. Если опрос о семейном положении является анонимным, то это не является сбором персональных данных.
В виртуальном общении с родителями можно выделить ряд преимуществ:
- возможность оперативно доносить информацию (вносить необходимые корректировки при желании, которые видны каждому родителю, состоящему в группе)
- возможность получить быстрый обратный отклик на информацию от родителей
- возможность проводить опросы онлайн и более быстрая ее обработка
- возможность как групповой, так и индивидуальной работы с каждым родителем.
Общаясь с родителями в виртуальном пространстве педагог может помочь раскрыться малообщительным родителям, ведь часто люди не очень хотят обсуждать накопившиеся проблемы в раздевалке в присутствии других родителей. В результате проблема копиться, но не решается. Виртуальное общение помогает решить данную проблему. Педагогу становиться легче узнать о желаниях родителей воспитанников. Появляются возможности для индивидуальных консультаций онлайн, для которых родителям вовсе не нужно выделять специальное время.
Результатом виртуального общения можно назвать:
- возникновение доверительных и позитивных отношений в системе детский сад – семья;
-родители действительно становятся участниками образовательного процесса (демонстрация фотографий с занятий воодушевляет родителей, вызывает желание водить своих детей в детский сад, дает уверенность в том, что их ребенок занимается и ему это действительно интересно).
Как показывает практика, воспитатели дошкольного образования испытывают затруднения при планировании информационно-коммуникационных форм работы. Преимущественно это общение посредством мессенджеров (чаще Viber, реже Telegram) или размещение информации на официальном сайте учреждения образования. Сегодня педагогам-практикам необходимо обеспечить рациональный поход в выборе форм работы с родителями.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Существует необходимость нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения.
Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из ключевых задач деятельности дошкольного учреждения на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается одним из самых актуальных.
По мнению специалистов, на сегодняшний день целесообразно рассматривать дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия детского сада с родителями. Педагогам нужно стараться не навязывать всем родителям стандартные формы взаимодействия, а ориентироваться на особенности семейного воспитания, потребности, запросы родителей, терпеливо приобщая их к делам группы и детского сада.
В мире современных интернет-технологий появляются новые формы взаимодействия с родителями воспитанников.
На сегодня одними из востребованных являются дистанционные формы сотрудничества с семьей. Они значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями и оказания им помощи в вопросах развития и воспитания детей.
Назовем те формы, которые можно использовать в работе воспитателя дошкольного образования. Это персональный сайт педагога, сайт УДО, группы в социальных сетях и мессенджерах, видео занятия на Ютуб канале.
Одной из форм дистанционного взаимодействия родителей и педагогов является сайт детского сада. На нем отражена вся административная и правовая информация сада (устав, лицензия, правила приема, список сотрудников, расписание работы, объявления по текущим вопросам, фотоотчеты о жизни сада и т. д.). Кроме того, сайт содержит информацию для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка. Обновляемая информация на сайте привлекает к саду повышенное внимание родителей, способствует созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей.
Интересный способ привлечения внимания родительской общественности к сайту – это проведение различных конкурсов на просторах данного интернет ресурса. Конкурс, проводимый на сайте образовательной организации, –это мощнейший инструмент привлечения целевой аудитории, т.е. родителей общественности. Это позволяет раскрутить сайт, сделать его разнообразным и интересным, а также дает возможность получить положительную оценку деятельности УДО среди жителей микрорайона. Участники конкурса, приглашают своих друзей и близких проголосовать за них, благодаря чему приток посетителей сайта увеличивается в разы.
Правила организации конкурса на сайте УДО:
Один из главных залогов успеха проведения конкурса онлайн – это его простота. Родители – люди занятые, поэтому, чем меньше времени нужно потратить на размещение конкурсных материалов, тем больше потенциальных участников.
Составить правила: четкие и понятные, из минимального количества пунктов. Должны быть указаны даты начала и окончания конкурса, время для подсчета голосов, дата объявления победителей, то есть четко определиться с временными рамками проведения конкурса. Также в правилах нужно указать, кто будет оценивать работы, по каким критериям, каким образом будет происходить подсчет голосов. Нечеткая формулировка правил может вызвать негативную реакцию конкурсантов при выявлении победителя, что в свою очередь отразиться на имидже учреждения.
Выбор темы конкурса. Тема конкурса должна исходить из интересов семьи и соответствовать возрастным особенностям детей. Тема может быть любой: «Моя любимая книга», «Как я провел выходные», «Мамочка любимая», «Безопасная дорога» и пр.
Определение номинации конкурса. Наиболее доступные для дошкольников номинации – это рисунок, поделка, фотография, литературный жанр. Не менее увлекательным для детей и родителей будет конкурс на лучший комментарий или четверостишье к оригинальным рисункам или фотографиям. Юмористические комментарии всегда вызывают неподдельный интерес, создают положительные эмоции и передают настроение тех, кто в кадре.
Награждение победителей. В правилах конкурса необходимо четко указать, допустимое количество победителей (например 1,2,3 место или победитель и два лауреата) и средства поощрения (сладкие призы, грамоты или др.) во избежание возможных недовольств конкурсантов.
Еще одна возможная форма дистанционного взаимодействия – персональный сайт педагога – это не только визитная карточка педагога, которая дает возможность продемонстрировать свои достижения, поделиться опытом с коллегами, но и полезная информация для родителей, практические материалы, консультации для занятий детьми дома, фотоотчеты.
Необходимо помнить, что на своем сайте педагог будет представляеть не только самого себя, но и дошкольную организацию, в которой работает. Поэтому информация здесь должна отражать исключительно профессиональную деятельность педагога, его личностные качества и достижения в работе.
Работая над созданием сайта, педагог сам выступает не только в роли администратора, пользователя, но и роли независимого эксперта, желая наполнить сайт интересным содержанием, поднять его на должный уровень.
Создание сайта позволяет презентовать педагогу педагогический опыт большой аудитории коллег, повысить уровень ИКТ-компетенции.
Наиболее известными и востребованными являются группы в социальных сетях и мессенджерах. Рассмотрим наиболее востребованные среди родителей социальные сети в «ВКонтакте» и «Одноклассники». Группа может быть, как открытой, так и закрытой. Взаимоотношения между родителями и педагогами может основываться на обмене информации, совместной работе: размещение фотографий с событиями группы, с детьми в различных видах деятельности; размещение видеозаписей с утренников и т.д.; публикация результатов творческой деятельности детей; размещение рекомендаций по воспитанию и обучению детей в виде ссылок на психолого- педагогическую литературу и педагогические сайты.
На странице группы родителям дается возможность обсудить те или иные вопросы, касающиеся жизни группы, не только с педагогами, но также и между собой. Такое неформальное общение сближает родителей, педагогов, дает возможность выслушать мнение родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы, улучшает обратную связь, которая дает возможность высказать свои предложения, пожелания, несогласие по тем или иным вопросам.
Эти и другие формы будут мотивировать родителей на участие в совместных обсуждениях вопросов, комментировать различный материал. А это уже новый уровень работы с родителями, которые заинтересованы в содержании воспитательного и образовательного процессов своего ребенка.
Мобильные мессенджеры используются для обмена короткими сообщениями, напоминаниями о сроках или договоренностях, а также с целью группового обсуждения и скорейшего достижения единого мнения по актуальным вопросам жизни нашей группы. Наиболее активно дистанционное общение проявляется в мессенджере Viber, так как он наиболее доступен, известен всем участникам.
Востребованными могут быть и видео занятия на Ютуб канале. Воспитатели могут записать видео занятия для разных возрастных групп на Ютуб канале. Такие видео ролики можно подготовить во всех возрастных группах по всем образовательным областям.
В таком режиме можно проводить исследовательские работы по образовательным проектам: составление рекомендаций для родителей, составление видеопрезентаций, коллажей на основе присланных родителями рисунков и видео роликов.
Просматривать видео ребенку гораздо интереснее, чем слушать сказку, рассматривать иллюстрации. В условиях роста инноваций в сфере информационных технологий дети могут вместе со своими родителями посмотреть занятие в любое время при помощи своих сотовых телефонов, не говоря уже о компьютерах, ноутбуках и планшетах.
Просматривая видеоролики, восприятие информации у детей намного возрастает. Видео занятия помогают дать ребенку не только готовый тщательно отобранный материал, но и развивать интеллектуальные, познавательные и творческие способности, познакомить с миром природы, закрепить представления о себе, семье и обществе.
Данная форма онлайн-общения с воспитанниками и их законными представителями может быть актуальна при надомном обучении и при длительном отсутствии ребенка в учреждении образования.
Электронная почта
При помощи электронной почты возможна рассылка писем одновременно на все ящики, а возможно и индивидуальное общение. При этом объем информации, которую можно пересылать, весьма велик. Использование электронной почты в процессе взаимодействия детского сада и семьи позволяет осуществлять:
- рассылку психолого-педагогических консультаций, включая консультации по запросу, дидактического материала, шаблонов для рисования и других видов деятельности;
- фото, видео-обмен между родителями и воспитателями;
- обмен документами между учреждением и семьей (копии справок, квитанций об оплате и т.д);
- оповещение об определенных событиях (например, напоминание о родительском собрании и пр.);
- размещение полезных ссылок для детей и родителей, в том числе и на официальный сайт учреждения;
- просмотр тематических презентаций;
- анкетирование, тестирование.
Однако этот вид взаимодействия с родителями исключает коллективное общение.
Жизнь показала, что для того, чтобы «не выпадать» из образовательного процесса педагог должен иметь арсенал деятельности не только в режиме офлайн, но и онлайн. Таким образом, дистанционное общение можно рассматривать как многофункциональный инструмент взаимодействия «педагог-ребенок», «педагог-родитель», «педагог-педагог».
II. Государственное учреждение образования
«Сорочский детский сад Любанского района»
Формирование личности обучающегося, его компетенции посредством использования возможностей развивающей, информационно-образовательной, социокультурной среды
Воспитатель дошкольного образования
Пинчук А.В., высшее образование,
высшая квалификационная категория
Тенденции развития современного образования свидетельствуют о повышении роли эффективной образовательной среды.
Использование термина «образовательная среда» в современной педагогической теории и практике связано с новыми подходами к проектированию образовательного процесса и представлением учреждения образования как пространства разновариантных возможностей.
Проблема проектирования образовательной среды сегодня продолжает разрабатываться, обсуждаться и исследоваться.
Исторический опыт убедительно показал, что процессы обучения и воспитания будут эффективны лишь в том случае, когда образовательная среда учреждения образования сможет обеспечить полноценное проявление индивидуальных возможностей и творческих способностей каждого обучающегося.
Согласно функциональному подходу (В.А. Ясвин, Ю.С. Мануйлов и др.), образовательная среда рассматривается как заранее заданная реальность, в которой пребывает обучающийся, посредством чего формируется его образ жизни и происходит развитие личности.
Образовательная среда в широком смысле слова – это сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется учебно-познавательная деятельность обучающихся. Она рассматривается как ведущий фактор развития личности, но в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама.
Не всякая среда может стать образовательной, а только та, в условиях которой человек включается в бесконечное множество связей с окружающим миром.
В процессе проектирования образовательной среды необходимо учитывать ее многоуровневый характер.
Первый уровень включает образовательную систему в широком смысле слова, задающую в форме социального заказа содержание и основные компоненты образовательной среды.
Второй уровень охватывает совокупность цифровых, информационно-компьютерных и электронных ресурсов, программно-аппаратных средств, научно-методического обеспечения, информационных сетей связи, используемых в образовательном процессе.
Третий уровень образует медиа-среда, содержащая многочисленные учебно-познавательные и общекультурные ресурсы, предназначенные для педагогов и обучающихся и связанные с образованием, самообразованием и саморазвитием обучающихся.
Помимо образовательного, информационно-электронного и научно-исследовательского компонентов образовательная среда включает в себя еще и эмоциональный климат, задающий тот или иной уровень межличностных отношений.
К вышеперечисленным компонентам добавляется виртуальная образовательная среда.
Функционирование образовательной среды в обязательном порядке определяется нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в обществе, социальной среде, экономические отношения. Сюда включаются правовые документы, относящиеся к образованию законы, положения, стандарты, программы. Эти документы, их содержание и соответствующие правовые знания также оказывают прямое и существенное влияние на сферу образования и в определенном объеме включаются в образовательный процесс.
Качество образовательной среды определяется ее способностью обеспечивать всем субъектам образовательного процесса систему возможностей, связанных с удовлетворением их образовательных потребностей и трансформацией этих потребностей в жизненные ценности, что актуализирует процесс личностного развития и саморазвития. В связи с этим возможности образовательной среды стали рассматриваться как ресурс воспитания и повышения качества образования, источник развития социального, личностного опыта.
В настоящее время перед педагогами ставятся задачи проектирования образовательной среды, ориентированной не только на предметный мир современного производства, но и на социальные взаимоотношения, развитие сотрудничества и взаимовыгодного партнерства. Социокультурная образовательная среда выступает как источник событийности и сфера ценностей педагогической культуры общества, ориентированных на развитие личности воспитанников. Современное социальное пространство в условиях развития информационного общества — общества XXI века, это пространство, в котором под воздействием процессов информатизации и компьютеризации происходит постоянное изменение социокультурной среды, изменение условий социализации людей, в том числе и детей. Особенностью развития системы образования последних лет, связанной с совершенствованием современных технологий, информатизацией, компьютеризацией и развитием цифрового общества, является то, что социализация личности ребенка происходит в условиях постоянных социальных изменений.
Развитие современного общества неразрывно связано с научно–техническим прогрессом. Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является информатизация.
Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого–педагогических целей воспитания, обучения.
Информатизация дошкольного образования это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация учреждения дошкольного образования. Это и создание единого информационного образовательного пространства учреждении дошкольного образования; использование информационных технологий в воспитательно–образовательном процессе; проектная деятельность; активное использование сети Интернет в образовании.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно–образовательного процесса. Главной задачей информатизации образовательной организации является создание информационно–образовательной среды, рассматривающейся как одно из условий достижения нового качества образования.
Образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. Информационная среда – это мир информации вокруг человека, мир его информационной деятельности. Информационно–образовательная среда (ИОС) учреждения дошкольного образования – открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой, интеллектуальной и социально–развитой личности, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно–коммуникационных средств и педагогических технологий.
В основе создания ИОС дошкольного образования лежит организация использования информационно–коммуникационных технологий (ИКТ). Именно эффективное использование ИКТ открывает новые возможности и перспективы развития системы образования в целом. Использование ИКТ в системе образования изменяет дидактические средства, методы и формы развития и воспитания, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую — информационно–образовательную среду.
ИОС учреждения дошкольного образования включает:
- комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;
- совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТ–оборудование, коммуникационные каналы;
- систему современных педагогических технологий, обеспечивающих развитие и воспитание дошкольников в современной информационно–образовательной среде.
ИОС учреждения дошкольного образования обеспечивает:
- информационно–методическую поддержку образовательной деятельности;
- планирование образовательной деятельности и ее ресурсного обеспечения;
- мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности;
- мониторинг здоровья воспитанников; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательной деятельности (педагогических работников, родителей воспитанников (законных представителей), органов управления в сфере образования, (общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
- дистанционное взаимодействие образовательной организации с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Целями ИОС учреждения дошкольного образования является:
- создание единого информационного пространства для качественного улучшения работы педагогического состава;
- использование ИКТ для повышения эффективности и компетентности педагогов учреждения дошкольного образования в ходе воспитательно–образовательного процесса;
- переход к безбумажному документообороту;
- обеспечение родителям (законным представителям) детей доступа к сайту и другим информационным ресурсам учреждения дошкольного образования в Интернет.
Назначение и задачи ИОС учреждения дошкольного образования:
- создание ИОС учреждения дошкольного образования направлено на улучшение организации управления и деятельности дошкольного учреждения и взаимодействия участников воспитательно–образовательного процесса;
- создание условий качественной подготовки методических, педагогических, дидактических материалов;
- обеспечения доступа участников образовательного процесса к информационным ресурсам;
- обеспечения возможностей участия в педагогических проектах, выставках, конкурсах.
В сфере взаимодействия участников воспитательно–образовательного процесса средствами ИОС дошкольного учреждения решаются следующие задачи:
- обеспечение информационного взаимодействия всех участников воспитательно–образовательного процесса;
- интеграция информационных потоков, характерных для основных видов деятельности дошкольного учреждения;
- обеспечение взаимодействия между родителями (законными представителями) детей и педагогическим персоналом дошкольного учреждения;
- создание условий дальнейшего развития информационного пространства дошкольного учреждения.
Можно с уверенностью сказать, что информационно–коммуникативные технологии в условиях современной информационно–образовательной среды являются очень важными технологиями в перспективе XXI века. Они способствуют повышению эффективности труда педагогов и достижению нового качества образования.
III. ИНФОРМАЦИЯ
воспитателя дошкольного образования
о развитии нравственных качеств ребенка
дошкольного возраста в процессе взаимодействия
с законными представителями воспитанника
Трудно растить детей в сложном современном мире. Преобладающее большинство родителей предпочитает воспитывать ребенка в учреждении дошкольного образования. Многие из них интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. Но законные представители обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. И педагоги часто испытывают трудности в общении с законными представителями по этой причине.
На сегодняшний день в воспитании детей появились негативные тенденции – современные родители сами формируют эгоизм у детей: «Это только тебе», «Никому не давай игрушку». Родители не предают значение тому, что ребенок забыл поделиться, дразнится, дает прозвище, неуважительно отзывается о ком-то. Но ведь доброта и милосердие – это высочайшие ценности человека, которые обязаны привить своим детям родители. Следовательно, правильно построенное общение законных представителей воспитанников и воспитателей дошкольного образования – это залог успешного воспитания дошкольника.
Исходя из этого, острейшей задачей современного периода становится поддержка психолого-педагогической компетентности законных представителей. Задача педагога – активно взаимодействовать с семьей и идти в одном направлении, преследуя общие цели в воспитании нравственных качеств у детей. Это отмечал В.А.Загик: «Положительные результаты в воспитании детей, достигаются при умелом сочетании работы педагога с семьей…».
Работа воспитателя дошкольного образования не может быть успешной без помощи законных представителей воспитанников. Для включения семьи в совместную воспитательную деятельность мы используем следующие формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Методы и приемы: консультации и индивидуальные беседы с родителями: «Будьте добрым примером для своего ребенка!», «Любите своего ребенка!».
Можно провести родительские собрания в нетрадиционной форме: семинар - практикум «Доброта живёт повсюду»; викторина «Секреты дружбы». Также можно использовать такие познавательные формы, как «Дни добрых дел», «Почта «Доверия».
В нашем дошкольном учреждении законные представители принимают активное участие в сборе материала для оформления альбомов «Я и моя семья», «Наши добрые дела», «От улыбки станет всем светлей»; фотовыставках: «Папа, мама, я – дружная семья. Досуговые формы являются самым привлекательным, востребованным, но и самым трудным в организации. С законными представителями можно провести такие праздники, как «Добрые дела веками живут», «День рождения. Родители принимают активное участие в показах театрализованных спектаклей «Теремок», «Волк и семеро козлят», в семейно-групповых проектах: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «Мама – солнышко моё», «С папой хорошо!», что позволяет формировать у детей доброту и заботу о других.
Я считаю, что самым важным аспектом воспитания доброго отношения является пример поведения самих родителей, их отношение друг к другу, старшим членам семьи.
Ведь ребенок улавливает каждую мелочь (улыбку на лице мамы, плохое слово, сказанное отцом). Взрослые должны ежедневно на своем примере воспитывать у детей стремление быть добрыми и порядочными, чтобы помочь ребенку не только творить добро, но и мыслить по законам доброты.
Хорошие результаты в работе по воспитанию нравственных качеств дает использование художественной литературы, особенно сказок. Поэтому родителям предоставляются произведения для домашнего чтения детям. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Взаимодействие законных представителей и учреждения дошкольного образования – длительный процесс, долгий и кропотливый, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем движение к намеченной цели.
раскрыть » / « свернуть